Статья
о показательном выступлении клуба на Дне города Москвы, напечатанная в
журнале "Легион"
Четвертого сентября, замечательный солнечный денек, Москва праздновала свое 858-летие. К этой знаменательной дате было приурочено множество мероприятий. В том числе и показательное выступление клуба исторического фехтования и реконструкции «Реснота». Для начала стоит сказать несколько слов о том, что же такое показательное выступление. Время от времени клуб «выходит в свет». Проводятся турниры и фестивали, посвященные реконструкции старых времен. Это специализированные мероприятия, на которые может попасть далеко не каждый. Для этого нужно иметь подходящее облачение и снаряжение, поскольку на территории проведения фестиваля воссоздается быт и антураж ушедшей эпохи. Но для тех, кто не может себе позволить присутствовать на таких мероприятиях, устраиваются представления попроще. Они и зовутся показательными выступлениями. Подготовка к показательному выступлению начинается задолго до представления. В первую очередь определяется продолжительность зрелища. От этого зависит очень многое: количество задействованных людей, наполнение программы, музыкальная подборка и многое другое. Например, 30 июля клуб выступал на празднике, посвященном Дню города Волоколамска. Выступление на городском стадионе продлилось около семи минут и потребовало участия полутора десятков бойцов, не считая других людей, без помощи которых дружине было бы непросто попасть на место. В этот раз задача стояла гораздо более сложная. Столица в лице управы Академического района предложила провести часовое представление! Крепко призадумались отцы-командиры. Почтенная публика, до зрелищ охочая, желает видеть не только драки, но и культурное наследие наших Предков, а именно игры и танцы. С играми проблем нет никаких. Практически на каждой тренировке воины играют в специальные игры, которые в столь ненавязчивой форме развивают реакцию, ловкость и координацию движений. Зрителям тоже интересно посмотреть. Вдруг кто-то из них, выехав за город на пикник, пожелает повторить, подзадорив компанию друзей? А вот с танцами просто не получается. Действительно, редкий воин умеет танцевать так, как это делали славяне в девятом веке. Встает вполне правомочный вопрос: а откуда мы знаем, как именно танцевали наши Предки? Если ставить этот вопрос шире, то откуда мы знаем, какими боевыми искусствами они владели, каким снаряжением и вещами? С вещами более или менее понятно. Металлические предметы хорошо сохраняются, передавая знания через века. Наши мечи, стальные части щитов, доспехи, шлемы, украшения и прочее практически полностью соответствуют эпохе. За этим очень строго следят. Недаром в названии клуба присутствует слово «реконструкция». Дерево сохраняется не так хорошо. Чаще всего находят не целое копье, а только его наконечник. Но из его размеров и формы можно рассчитать длину древка и восстановить древнее оружие. Тот же подход применим к другим плохо сохранившимся вещам. Ткани практически не сохраняются. К нашему сожалению, никому не известны узоры, коими наши прапрапра… (и сколько еще раз «пра») бабушки украшали одежду себе и своим мужьям. Потому нижняя одежда (женские и мужские порты и рубахи) шьются по старинным рисункам, а также из соображений здравого смысла. Между прочим, в вопросе изготовления предметов обихода наши Предки зачастую превосходят нас с вами. Одежда очень удобна, натуральные ткани позволяют воздуху циркулировать, что чрезвычайно важно при тяжелых физических нагрузках. Способы ведения боя определяются оружием. Оно само подсказывает методы обращения, наиболее эффективные приемы использования. По словам нашего уважаемого инструктора, нельзя сказать, что мы сражаемся хуже Предков. Возможно, даже лучше. До наших времен дошли описания, иллюстрирующие деятельность княжеской дружины в бою и в повседневной жизни. Этот опыт учитывается. На практике применяется множество решений, разработанных еще древними воинами. Мы знаем многое о быте славян, о праздниках и игрищах. На основе этих элементов можно строить что-то свое, поскольку культура – это не мертвый монолит, а живая, развивающаяся среда. И кому же, как не нам – потомкам славян – привносить в нее новое, беречь и передавать старое? Наши замечательные девушки придумали несколько танцев и положили на современную музыку. К сожалению, не все их удалось показать. Но об этом дальше. Перед тем, как перейти непосредственно к описанию выступления, я расскажу о воинской дружине нашем снаряжении. Основой княжеской дружины 9-11 веков были специально обученные воины. Их объединяли родственные и дружеские узы, которые были очень крепки. Так и сейчас. Клуб «Реснота» объединяет молодых ребят и девушек, воспитывая в них чувство долга, честь, взаимовыручку. Большую часть воинов составляют мечники. В данный момент идут тренировки копейщиков и метателей сулиц (полутораметровых копий/дротиков). Но их выступления еще впереди. Самое дорогое, что есть у воина – это меч. Хороший стальной одноручный меч, с длиной клинка около метра, весит чуть меньше двух килограммов. Воевать им сможет далеко не каждый. Нужны изнурительные, регулярные тренировки. Стоит отдельно отметить девушек. Для них не делается никаких скидок (пришла – дерись!). Да, им трудно, но они не отступают. И за это нужно склонить голову перед смелыми воительницами. Единственное отличие наших мечей от боевых заключается в том, что они не заточены. Сделана фаска величиной 3 мм, как это и полагается по стандартам. Однако при этом меч превращается в дробящее оружие и горе тем, кто попадется на пути. Второй лучший друг воина – это щит. Он круглой формы, как и полагается по реконструируемой эпохе, радиусом около 70 см. Для особо крупных дружинников щит делается больше. В центре щита располагается стальная полусфера называемая умбон. С тыльной стороны умбона находится рукоятка. Щиты такого типа носят называние кулачных т.е. все управление осуществляется при помощи кулака. В среднем, щит весит три-четыре килограмма. Голову бойца защищает стальной шлем. Он бывает двух типов. Во-первых, полусфера с наносником - стрелкой. Он более простой. Иногда его оснащают бармицей – кольчужной сеткой, закрывающей нижнюю половину лица и шею. Во-вторых, закрытый шлем с полумаской и нащечниками. Он более тяжел, но обеспечивает лучшую защиту. Вес шлема колеблется в районе двух-трех килограммов. Под шлем надевают подшлемник, простеганный либо кольчужный. Набивной или стеганый доспех прикрывает тело выше локтей и колен. Нужно обратить внимание на тот факт, что руки ниже локтей, а ноги ниже колен не прикрыты ничем. В ту далекую пору наручей и поножей не существовало, значит и нам их использовать не следует. В этом смысле, люди, реконструирующие более поздние эпохи, находятся в более выигрышном положении, поскольку их тела прикрыты железными доспехами. Наши доспехи не очень тяжелые, не больше трех килограммов. Однако часто поверх стеганого доспеха надевается кольчуга, которая весит примерно восемь килограммов. Ноги должны быть обуты в кожаные сапоги, но пока это доступно не всем. Сапожников у нас мало, и потому аутентичную обувь можно будет увидеть только на будущих показательных выступлениях. Чтобы как-то закрыть этот пробел, используют армейские ботинки, которые практически полностью скрывают под обмотками. Кстати, обмотки – это один из способов защитить ноги. Не скажу, что очень действенный, но все же лучше, чем ничего. Нижняя одежда состоит из портов (широких штанов) и рубахи. Их изготовляют изо льна т.к. этот материал не позволяет воздуху застаиваться и предохраняет тело от перегрева. Таким образом, средний вес снаряжения, которым обладает дружинник, составляет около двадцати килограммов. А теперь вернемся к выступлению. Управа района организовывала развлекательную программу для населения, состоящую из нескольких номеров. Перед нами должны были выступать гармонисты и хор бабушек. Но когда мы начали вытаскивать снаряжение, большая часть зрителей переместилась к нам на площадку. Для этих целей нам выделили обычную хоккейную «коробку», которую можно встретить почти в каждом дворе. Несколько десятков зрителей расположились у дальней стенки. Самые ловкие оседлали качели для лучшего обзора, а самые смелые подошли прямо к нам, чтобы все лучше видеть. Процесс одевания воинов, по большому счету, является полноправным концертным номером. Посудите сами, воин облачается от трех до пяти минут, борясь с бесконечными завязками и ремешками. А для натягивания кольчуги на поддоспешник нужно еще два человека помимо счастливчика, что будет ее носить. Последний вытягивает руки вверх, а на него опускают кольчугу, следя, чтобы она не завернулась. В общем, процесс нетривиальный. Не менее сложная задача – эту кольчугу снять. У клуба «Реснота» есть коронный номер – сражение стенка на стенку под песню «Оборотень» группы «Мельница». От традиций не отступили и на этот раз. Командир разбил отряд пополам и построил друг напротив друга. По его сигналу одна из них перешла в наступление, а другая изготовилась защищаться. Для этого щиты ставятся в зацеп, образуя так называемую «чешую». Атакующие выбирают самого массивного бойца и ставят его вперед. Сами же подпирают его щитами и плечами, изо всех сил толкая вперед. Ему просто надо перебирать ногами и стараться не упасть, пока сила мышц друзей несет его на врага. Это построение называется «клин» и представляет собой живой таран. Удар! Треск! Стенка не устояла, и на месте аккуратного построения образовалась куча мала из сверкающих мечей. В такой схватке уцелеть сложно. Особо неприглядная судьба у того, кто находится на острие клина, и там, куда этот клин вонзается. В настоящем бою люди там, как правило, гибнут. Те, кто успел отбежать в сторону после пробоя стенки, находится в более выигрышном положении, поскольку можно не ожидать удара в спину. Противники находятся только спереди и по бокам. Наконец, на поле остается только один воин, самый опытный или самый везучий. Часто можно услышать упрек, что показательное выступление подстроено и, мол, заранее известно кто победит. Уверяю вас, это не так. Чаще всего отрабатываются только специальные приемы (трюки), о которых речь пойдет дальше. Да и как можно что-то подстроить в боях стенка на стенку?! Цель следующего номера была в том, чтобы показать публике наше снаряжение, и опасность, которой подвергаются бойцы. Десятник принес потрепанный щит и предложил рослому бойцу поднять его над головой. Затем взял боевой топорик и стал что есть мочи бить по щиту. Учитывая, что вес десятника примерно центнер, а силы в руках много, щит кряхтел-кряхтел, да и не выдержал; треснул пополам и развалился! В руке бойца остался только умбон, помятый как бумага. Дальше бились одни из лучших воинов клуба. Их выступления отличались большой зрелищностью и мастерством. Со слов зрителей, даже дух захватывают, когда мечи двигаются с такой скоростью, что в воздухе виден только их блеск, а столкновение высекает искры! Особо им запомнился бой двух воинов, когда один из них потерял щит и меч, но все равно смог победить. И это не было постановкой! Затем на площадке появились девушки в старинных платьях. Несколько парней (и я в том числе) составляли им компанию. Заиграла музыка, и начался танец. Давным-давно наши Предки праздновали Купалу. Это взывание к силам Природы с просьбой о будущем урожае. Причем, под урожаем понимается и посевы на полях, и количество детей в семьях. Молодежь на вечерней заре водила хороводы, славила Купалу. Цель хоровода: как можно больше раз сменить пару, побыв с как можно большим количеством девушек (для юношей) и юношей (для девушек). За время танца ребята выбирали себе партнера. Знакомый всем с детства «Ручеек» был знаком еще Предкам. Эти и другие элементы составляли наш танец, который пришелся по душе зрителям. Но не одними боями жива дружина. Есть множество молодецких игр, позволяющих бойцам померяться силой. Одну из таких предложил десятник. Суть в следующем: три пары воинов становятся друг против друга, держа в руках только щиты. По команде они бегут навстречу и в прыжке сталкиваются щитами. Тот, кто упал наземь – проиграл. Огромное впечатление произвела встреча массивного десятника с воином ему под стать. От грохота заложило уши, когда они разлетелись на пару метров, и оба упали. Толпа наградила их бурными аплодисментами. Потом один за другим проходили парные бои. Поскольку в клубе есть девушки-воительницы, на их долю выпало сражение с самыми крупными бойцами. Десятник бился одновременно мечом и топором против двух девчонок. Несмотря на то, что пол называют слабым, девушки держались более чем достойно. Во время схватки зачастую используются приемы рукопашного боя, такие как удары ногами в живот, в щит, под колено. Но верхом мастерства стал оригинальный прием безоружного ратника, перебросившего противника через себя и зарубившего его же мечом. Использование этого приема было оговорено незадолго до выступления, и он исполнялся фактически экспромтом. Надо отдать должное мастерству воинов. Приятным украшением праздника стал танец под песню «Горец» группы «Мельница». Девушка - постановщик всех остальных танцев - показала себя во всей красе и заслуженно сорвала бурю аплодисментов. Девушки, как стая белых лебедей, танцевали под песню «Змей» группы «Мельница». Плавно двигаясь, нежными ласковыми движениями, они завоевали любовь зрителей. Исполнение этого танца, весьма сложного, требовало согласованности. И это девчатам удалось на славу! Выступление закрывал еще один бой двух стенок. Ребята выкладывались до конца, сталь звенела и лязгала, щиты стонали от ударов. Не обошлось без травм, к счастью, не тяжелых. Как и все хорошее, показательное выступление подошло к концу. Зрители провожали воинов и девушек аплодисментами. Чувствовалось, что представление запало в душу многим из них. К слову, после него в клубе появилось несколько новых членов, которые, увидев, что же это такое – историческое фехтование и реконструкция – решили попробовать свои силы. Следующее выступление клуба ИФР «Реснота» запланировано на 23 февраля. Однако, вполне возможно, что вы сможете увидеть нас на других праздниках. Если вы хотите пригласить дружину на какое-либо мероприятие, пожалуйста, свяжитесь с руководством по телефонам, размещенным на сайте клуба http://resnota.narod.ru, либо напишите автору статьи. |
|
|||
---|---|---|---|---|
|
||||